С 1-го января 2013 вступил в силу Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В законе прописаны новые требования к наполнению продуктовой потребительской коризины и изменены правила расчета всей корзины.
В новой продуктовой корзине будет большее мяса, рыбы и фруктов, меньшее — хлеба и картофеля. И что самое важное — общая стоимость корзины теперь расчитывается исходя из того, что продукты занимают 50% всей стоимости.
«Я — Потребитель» ведет мониторинг цен на продукты в Москве.
Если посчитать стоимость корзины по старым нормам и по новым нормам, то видим следующее:
- Пятерочка: по старым нормам 3390 р., по новым 4479 р. (+32%)
- Перекресток: по старому 4103 р., по новому 5380 р. (+31%)
- Ашан: было 4010 р., стало 5274 р. (31%)
- Седьмой Континент: было 4610, стало 6020 (+30%)
- Азбука Вкуса: было 8353 р., по новым нормативам 10522 р. (+26%)
По сравнению со старыми нормами стоимость продуктовой корзины выросла на 30%
.
Стоимость продуктовой потребительской корзины в Москве в январе 2013
Без относительно к новым нормативам, стоимость продуктов в Москве по сравнению с декабрем 2012 выросла во всех магазинах. А по итогам 1 года продукты подорожали везде кроме Пятерочки.
Соотношение товаров и услуг в потребительской корзине
Общая рассчетная стоимость жизни теперь складывается относительно стоимости продуктовой корзины:
Продуктовая корзина
+
50% от продуктовой корзины на УСЛУГИ
+
50% от продуктовой корзины на НЕПРОДОВОЛЬСТВЕНЫЕ товары
=
Потребительская корзина
Чтобы понять общую стомость потребительской корзины, нужно умножить цены продуктовой потребительской корзины на 2.
Что хорошо: различные государственные рассчеты, прогнозы и бюджеты теперь будут строиться базируясь на более высокой стоимости продуктовой корзины.
Что плохо: 25% на услуги и 25% на непродовольственные товары кажется далекой от жизни пропорцией. Законодателям не придется учитывать стоимость ЖКХ, одежды и пр.
При росте цен на ЖКХ, пошлин на одежду и пр. всегда можно будет «пресануть» продуктовые сети за рост цен на продукты и отчитаться, что потребительская корзина по итогам года почти не выросла .